Итоги деятельности Консультационного пункта за 9 месяцев 2021г
За 9 месяцев 2021 года в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге за оказанием помощи в решении спорных ситуаций на потребительском рынке товаров и услуг обратилось более 2,5 тысяч жителей города.
Чаще всего потребители жалуются на нарушение их прав при продаже непродовольственных товаров – почти одна треть обращений: ненадлежащее качество технически сложных товаров, отказ в замене (возврате) товара с недостатком, навязывание дополнительных платных товаров и услуг (страховка, юридические услуги), нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара, продажу товаров на презентациях, а при дистанционном способе продажи – передача товара, несоответствующего заказу, нарушение срока передачи товара.
На втором месте по количеству обращений - жалобы на оказание жилищно-коммунальных услуг – почти 14% (нарушение порядка расчета платы за услуги ЖКХ, предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья ненадлежащего качества, отказ в проведении перерасчета, нарушение порядка отключения коммунальных услуг).
На третьем месте - обращения, связанные с предоставлением потребительских кредитов, микрозаймов, заключением договоров страхования – около 12% (навязывание дополнительных платных услуг при получении кредита (юридические, информационные, автопомощь на дорогах), том числе, отсутствие информации об исполнителе услуги, предоставление недостоверной информации о полной стоимости кредита, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей (передача персональных данных третьим лицам при отсутствии согласия заемщика, взыскание задолженности по исполнительной надписи нотариуса), отказ в возврате части страховой премии при досрочном погашении кредита, отказ в страховой выплате по договору ОСАГО).
В сфере бытового обслуживания получила распространение деятельность недобросовестных фирм, выполняющих ремонт и обслуживание бытовой техники.
Контактные данные таких фирм граждане находят в Интернете или через объявления (в газетах, на подъездах, на визитках, которые находят в почтовых ящиках).
Компании привлекают клиента «бесплатной диагностикой», а после диагностики либо без согласования с потребителем выполняют ремонт, требуя за него существенную плату (часто абсолютно не оправданного размера), либо требуют оплатить саму диагностику.
Также изначально может быть озвучена одна стоимость ремонта, а затем, уже после оказания услуг, выставляется иной счет. В состав услуг часто входят те услуги, которые не требовались потребителю, были оказаны без согласования с ним, или содержание которых неясно потребителю.
Вновь активизировались недобросовестные предприниматели, которые обманывают пожилых людей, предлагая бесплатную диагностику пластиковых окон, склоняя затем к подписанию договоров на ремонт окон за несколько десятков тысяч рублей, или на установку новых окон в кредит, приглашают на презентации и навязывают приобретение дорогостоящих вибромассажных накидок.
На высоком уровне остаются обращения потребителей, связанные с качеством оказания платных юридических услуг - более 5%. Юридические фирмы, иногда представляясь Роспотребнадзором, настойчиво приглашают граждан в офис компании для получения бесплатной консультации, в ходе которой обещают решить любой вопрос (наказать нерадивых продавцов, избавить от долгов, увеличить пенсию). В результате потребители подписывают договор на комплекс дорогостоящих и чаще всего не нужных услуг (жалоб в различные органы, заявлений, исков), при этом далеко не всегда получают обещанный положительный результат при решении своих проблем.
С целью повышения уровня правовой грамотности потребителей, информирования горожан о недобросовестных предпринимателях специалистами по защите прав потребителей проведено более 20 обучающих мероприятий (семинары, лекции, круглые столы), размещено более 200 информационных материалов в СМИ, распространено около 6,0 тысяч памяток для потребителей по актуальным темам.
Потребителям оказана помощь в составлении 138 претензий и 63 исковых заявлений на сумму около 10 млн рублей. По фактам нарушения прав потребителей для проведения надзорных мероприятий и принятия мер административного воздействия подготовлено около 90 обращений в органы надзора (контроля).
Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге напоминает, что за консультациями по вопросам потребительского законодательства и оказанием правовой помощи горожане могут обращаться по телефону (343)272-00-07, адресу электронной почты oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru или через Skype (логин в Skype - konsultant.dlya.potrebiteley).