О недобросовестной практике заключения договоров на оказание косметических услуг
Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге предупреждает потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров об оказании косметических и косметологических услуг.
В обращениях потребителей, поступающих в Консультационный пункт, как правило, указывается на нижеследующее.
Потребителю сначала предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметических или косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами, СПА-процедуры и т.д.), после чего – заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 30 посещений).
До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.).
Также часто в обращениях потребителей содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.
Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием различных факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Стоимость оказания соответствующих услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов и может доходить до 100 тысяч рублей, в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, а приглашение в косметический салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт, который необходим для оформления кредита.
Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны исполнителя.
Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов), на практике это оказывается сделать непросто.
Недобросовестными исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители исполнителя отказываются получать письменные претензии, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Консультационный пункт для потребителей рекомендует:
До получения косметической (косметологической) процедуры постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений) и соответствует установленным требованиям безопасности.
Не торопиться принимать решение о заключении договора, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых услуг и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи.
Не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, заявление на получение кредита), не прочитав и не поняв предварительно их содержание.
Подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита и график его погашения), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.
Потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
В соответствии со статьей 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении потребительских прав горожане могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей службы Роспотребнадзора г. Екатеринбурга по телефону: (343) 272-000-7, или дистанционно, посредством обмена документами по электронной почте: oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.