Правомерно ли взимание штрафа за ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по договору каршеринга…
В Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге обращаются горожане с жалобами на действия компаний, предоставляющих услуги каршеринга и включающих в договор краткосрочной аренды автомобиля условия о возмещении убытков, оплате штрафов и неустоек в случае нарушения потребителем условий договора.
В этой связи, специалисты Роспотребнадзора разъясняют некоторые вопросы применения положений законодательства о защите прав потребителей к договорам по использованию сервисов каршеринга.
Исходя из понятия обязательства (статья 307 ГК РФ), определения сторон обязательства (статья 308 ГК РФ) и установленных ГК РФ оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (статья 8 ГК РФ), в отношениях по использованию сервисов каршеринга пользователь и оператор каршеринга могут выступать и в качестве должника, и в качестве кредитора по отношению друг к другу.
Так, в соответствии со статьей 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Это означает, что, если потребитель, являющийся арендатором по договору об использовании сервисов каршеринга, не вернул арендованное имущество в связи с его утратой или вернул в состоянии худшем, чем оно было получено от арендодателя, которым является оператор каршеринга, с него могут быть взысканы убытки и предусмотренная договором неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Кроме того, в случае нарушения потребителем договора по использованию сервисов каршеринга оператор каршеринга может отказаться от исполнения договора.
Договором также могут предусматриваться определенные правила и запреты при использовании транспортного средства, несоблюдение которых влечет за собой привлечение к гражданско-правовой ответственности.
В этой части штраф, как вид неустойки, выступает в качестве меры, обеспечивающей исполнение обязательства. В случае нарушения условий договора такая неустойка выступает в качестве меры гражданско-правовой ответственности и обусловливает экономический интерес заинтересованного лица установить условия, побуждающие потребителя не допускать соответствующих нарушений.
Включение в договоры по использованию сервисов каршеринга условия о списании неустойки (в том числе за нарушения, состав которых совпадает с составом административных правонарушений, включая неустойку за администрирование оператором каршеринга списаний в счет уплаты административных штрафов), как способа обеспечения исполнения обязательств, а также как меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, само по себе не может рассматриваться как нарушение прав потребителей.
В тоже время, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, это может послужить основанием для обращения потребителя в суд для оспаривания размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
За консультациями по вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг каршеринга, горожане могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Московская, 49, предварительная запись по телефону (343) 272-000-7, e-mail: