Вы хотите заказать:
Наименование:
Цена:
* Количество:
* Ваше имя:
* Телефон или e-mail:
Комментарий:

Отправить заявку
Форма обратной связи
* Ваше имя:
* Телефон или e-mail:
* Ваш вопрос:

Отправить письмо

Защита прав потребителей. Консультационный пункт Роспотребнадзора в городе Екатеринбурге

Защита прав потребителей. Консультационный пункт Роспотребнадзора в городе Екатеринбурге

×
Написать письмо
Екатеринбург,
ул. Московская 49 (инд. 620014)
пн,вт,ср,чт,пт c 09:00 до 17:00, перерыв c 12:00 до 13:00.

Статьи и видео

Каршеринг, что необходимо знать потребителям?

Каршеринг - это аренда автомобиля у профильных компаний или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности). Такая модель проката автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством.

Организация, предоставляющая услуги каршеринга (далее арендодатель, исполнитель) обязана: владеть предоставляемыми в аренду транспортными средствами на установленных законом основаниях (право собственности, лизинг, другие) с правом их передачи в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса РФ); зарегистрировать транспортные средства, предоставляемые исполнителем в аренду, в установленном законом порядке; иметь подтверждение соответствия технического состояния требованиям нормативных документов; заключить договоры ОСАГО в отношении передаваемых исполнителем в аренду транспортных средств.

Исполнитель (арендодатель) обязан довести до сведения потребителя (арендатора) информацию о себе и предоставляемых услугах, которая должна содержать:

- наименование организации, место нахождения (юридический адрес) и режим работы; для ИП: ФИО, адрес места осуществления деятельности, режим работы, сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

- сведения об основных потребительских свойствах услуги – в частности, виды аренды (почасовая, посуточная, длительная), транспортные средства, предоставляемые в аренду (марка, модель, год выпуска, вид управления – ручное управление, автоматическая трансмиссия, пробег автомобиля, имеющиеся и ранее устраненные недостатки);

- цены  и сроки оказания услуг;

- сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям – документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении транспортными средствами технического осмотра и обслуживания;

- правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

- дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление детского удерживающего устройства.

В соответствии со ст. 643 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме, в котором должно быть указано транспортное средство, передаваемое потребителю, его марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транспортного средства, а также пробег на момент заключения договора аренды.

Кроме того, в договоре указывается срок аренды, условия о предоставлении транспортного средства и его возврате (место передачи транспортного средства; состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству); лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;  права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием транспортного средства; обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;  размер, сроки и порядок внесения арендной платы;  наличие или отсутствие залога; ответственность сторон;  основания и порядок расторжения договора; адреса, реквизиты сторон.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами: паспортом транспортного средства или свидетельством о государственной его регистрации, полисом ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, ключами от замка зажигания, багажника, сигнализации; знаком аварийной остановки; медицинской аптечккой,  огнетушителем.

При передаче транспортного средства в аренду потребителю может быть составлен акт приема-передачи автомобиля, в котором должны быть указаны имеющиеся повреждения и недостатки транспортного средства, в том числе неявные, на момент заключения договора.

Вместе с тем, как показывает практика, каршеринг это не только краткосрочная аренда автотранспортных средств, но еще и аренда с помощью мобильного приложения и/или сайта. При этом приемка автомобиля не предполагает подписания акта на бумажном носителе: арендатор сам осматривает автомобиль перед использованием и фактический прием подтверждает нажатием кнопки в мобильном приложении. Далее все риски ложатся на арендатора. Если при осмотре обнаружены недостатки, то их необходимо сфотографировать и направить фото арендодателю.

Внимание! Вопрос сдачи автомобиля по завершении аренды с точки зрения права пока до конца не урегулирован. Указание в договорах каршеринговых компаний на необходимость сдачи автомобиля в технически исправном состоянии не всегда предполагает какое-либо документальное подтверждение. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении. Вместе с тем, как показала практика, целесообразно по окончании аренды зафиксировать факт сдачи автомобиля в исправном состоянии с использованием фотофиксации.

Арендодателем может быть установлена почасовая, посуточная оплата или оплата в зависимости от километража пробега машины за время аренды. Оплата должна быть установлена в твердой сумме, вносимой периодически (например, по истечению каждых суток пользования машиной) или единовременно. В подтверждение оплаты потребителю должен быть выдан кассовый чек или иной бланк строгой отчетности, но на практике, средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.

Условия договора, согласно которым платежи за услуги каршеринга осуществляются только через банк-партнер Компании посредством списания денежных средств с банковской карты пользователя, привязанной с Сервису в личном кабинете, неправомерны, поскольку лишают потребителя права выбора способа оплаты, предусмотренного действующим законодательством.

При осуществлении расчетов за услуги каршеринга, потребителю должна быть предоставлена возможность оплаты данной услуги как путем безналичных расчетов с использованием национальных платежных инструментов, так и путем наличных расчетов по выбору потребителя.

Задать вопросы, касающиеся прав потребителей при пользовании услугами каршеринга, жители Екатеринбурга могут до 25 ноября 2022 года по телефонам ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ Роспотребнадзора +7(343) 272-00-07, 3+7(343) 350-27-64.