О возврате, обмене или замене товара в аптеке
В аптеках часто можно увидеть объявления «Купленный товар обмену и возврату не подлежат» и в большинстве случаев, уверяют горожан в Консультационном пункте для потребителей в г. Екатеринбурге, у аптечных учреждений есть юридические основания для отказа от возврата или обмена, но только качественного товара.
В новой редакции Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2463) установлен перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих обмену. Лекарственные препараты надлежащего качества вошли в данный перечень и обмену не подлежат.
По общему смыслу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, существуют продовольственные и не продовольственные товары надлежащего качества, указанные в перечне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года №2463, которые не подлежат обмену. В этом перечне находятся товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях - предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми и лекарственные препараты.
В случае приобретения таких товаров ненадлежащего качества, продавец - фармацевт обязан принять их обратно.
Возврат (замена) товаров, реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:
- если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, (основание ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»);
- если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса РФ, ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»);
- если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами, а именно, рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров);
- при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме (основание п. 2 ст. 469 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»).
Что можно считать недостатком лекарственных препаратов, медицинских изделий?
Недостатком можно считать истекший срок годности, отсутствие обязательной информации, несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате, отсутствие инструкции по применению препарата, несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата, наличие в упаковке брака - сколы, не герметичность, смазанная полиграфия.
При покупке лекарственных препаратов специалисты по защите прав потребителей рекомендуют проверить, не отходя от кассы, правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, требовать, если это технически возможно, проверки медицинских приборов в своем присутствии.
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении потребительских прав жители г. Екатеринбурга могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по телефону +7(343) 272-00-07, логину в Skype: konsultant.dlya.potrebiteley или дистанционно, посредством обмена документами по электронной почте: oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.