Памятка о порядке оказания услуг агрегаторами такси
Договор оказания услуг такси может быть заключен несколькими способами:
- напрямую с водителем такси, являющимся индивидуальным предпринимателем и действующим от своего имени;
- путем направления заказа организации-перевозчику, которая нанимает водителей для перевозки пассажиров и багажа от имени данной организации;
- с помощью информационной службы заказа такси (например, Яндекс.Такси, GetTaxi, Uber и др.).
Такие сервисы заказа такси называются агрегаторами такси.
Важно! Агрегатор такси не является перевозчиком, не имеет право на оказание услуг по перевозке, осуществляет только функцию диспетчерской службы - принимает заявки на перевозку пассажиров, передавая их водителям.
Исполнителем услуг при заказе такси через агрегатора является организация – перевозчик, привлекающая водителей, либо непосредственно владелец такси, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель или самозанятый.
Заключение договора перевозки с агрегатором такси чаще всего производится с помощью сайта службы заказа такси в сети «Интернет» или мобильного приложения на телефоне.
Для осуществления заказа такси с помощью агрегатора может понадобиться регистрация потребителя на сайте или в приложении службы заказа такси. Условия оказания услуг агрегатора чаще всего содержатся в пользовательском соглашении, публичной оферте, размещенных на сайте или в приложении. Заказывая услуги такси, потребитель выражает согласие с данными условиями.
Оплата услуг такси может осуществляться непосредственно водителю такси, либо на сайте и в приложении агрегатора, для чего необходимо вводить данные банковской карты.
При вводе данных банковской карты потребителю может быть предложено выразить согласие (проставить «галочку») на автоматическое списание с нее средств для оплаты услуг агрегатора в будущем.
Если Вы хотите только разово использовать данные банковской карты, проверяйте, какие согласия в форме заказа такси уже проставлены и можно ли от них отказаться.
При заключении договора агрегатор такси обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию в соответствии со статьями 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Информация должна быть доведена до сведения потребителей посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, либо в мобильном приложении сервиса заказа такси.
До потребителя должна быть доведена информация об агрегаторе такси и об исполнителе услуг: наименование, место нахождения (адрес), режим работы, сведения о государственной регистрации и др.
Ответственность за качество и безопасность оказания услуг по перевозке несет лицо, которому агрегатор передал заказ: организация–перевозчик, чей водитель выполняет перевозку, непосредственно владелец такси.
Важно помнить. Агрегатор не гарантирует безопасность перевозки пассажира и исполнимость принятого заказа, поскольку между ним и непосредственным исполнителем услуг действует договор на оказание информационных услуг. Такой договор не предполагает возложение на агрегатора такси обязанности по обеспечению безопасности перевозки пассажира.
Агрегатор отвечает за качество и безопасность услуг перевозки в случае, если он не предоставил потребителю достоверную информацию об исполнителе услуг (непосредственном перевозчике), наличии у него права на осуществлении перевозки.
Агрегатор будет нести ответственность перед потребителем и в случае, если из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", в мобильном приложении, переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно со службой заказа такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.
Если потребитель предполагал, что услуги перевозки оказывает именно служба, в которую он обратился для заказа такси, и иной информации ему предоставлено не было, то на данную организацию может быть возложена обязанность по возмещению причинённого потребителю вреда.
Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с исполнителем услуг, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по телефону +7(343) 272-00-07 логину в Skype: konsultant.dlya.potrebiteley или дистанционно, посредством обмена документами по электронной почте: oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.