О нарушениях прав потребителей при ремонте цифровой техники
В адрес Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступают обращения граждан о нарушении их прав при выполнении ремонта смартфонов, телевизоров, ноутбуков.
В каждом из этих случаев потребители с просьбой провести ремонт цифровой техники обращались к исполнителю услуг по телефону или Интернету. За техникой домой к потребителям приезжал курьер, где и подписывался доставленный курьером договор о проведении диагностики цифровой техники.
После проведенной в ремонтной мастерской диагностики с потребителями в телефонном режиме согласовывался вид необходимых ремонтных работ и предварительная, как правило, приемлемая для потребителя цена ремонта.
После проведенного ремонта потребителю все также по телефону сообщалось, что его цена многократно возросла, увеличившись в ряде случаев в 3-4 раза по отношению к ранее оговоренной.
При отказе от оплаты за «дорогой» ремонт исполнитель требовал оплатить услуги диагностики и курьерской доставки, стоимость которых определена договором и, по мнению потребителей, является необоснованно завышенной.
Если же потребители соглашались оплатить заявленную исполнителем цену за ремонт, то получив технику обратно, нередко обнаруживали отсутствие устранения заявленного недостатка или повреждение изделия.
Взаимоотношения между потребителем и исполнителем услуг в данном случае регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514.
Чтобы не столкнуться с описанными выше ситуациями потребителям необходимо знать, что пункт 3 статьи 16 Закона запрещает выполнять исполнителю дополнительные работы за плату без согласия потребителя.
В этом случае потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ за плату должно оформляться исполнителем в письменной форме.
Кроме того, потребитель, изначально подписывая договор на ремонт бытовой техники, должен знать, что в нем должна содержаться следующая информация:
- фирменное наименование и юридический адрес организации-исполнителя, а для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации;
- вид и цена услуги (работы);
- точное наименование, описание и цена материалов, если работа выполняется из материалов исполнителя или потребителя;
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги или о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- даты приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором, либо предусмотрены обычаем делового оборота;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Договор о выполнении ремонтных работ оформляется в письменной форме, один экземпляр которого выдается исполнителем потребителю. При выполнении работ в присутствии потребителя, такой договор может оформляться путем выдачи кассового чека или квитанции.
Ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию о работе предусмотрена статьей 12 Закона, согласно пункту 1 которой потребитель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за работу суммы и возмещения других убытков.
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении потребительских прав, горожане могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Московская, д.49, телефону +7(343) 272-00-07, логину в Skype: konsultant.dlya.potrebiteley или дистанционно, посредством обмена документами по электронной почте: oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.