О новых стандартах минимальных требований при страховании рисков заемщиков в потребительском и ипотечном кредитовании
Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге информирует, что с 1 октября 2022 года вступили в силу единые стандарты минимальных требований при страховании рисков заемщиков в потребительском и ипотечном кредитовании, они отменят индивидуальные подходы страховщиков к наполнению и условиям действия таких полисов (Указание Банка России от 17.05.2022 N 6139-У).
Часто при недостаточном информировании потребителя об особенностях и рисках приобретаемого продукта становятся возможными мисселинг - продажа продуктов страхования жизни под видом банковского вклада, подмена, навязывание и иные недобросовестные практики.
Информация, изложенная специальными терминами, еще более затрудняет для гражданина выбор и принятие обдуманного решения.
Теперь потребителю обязаны выдать ключевой информационный документ (КИД), в котором заемщику будет предоставлена информация о страховом покрытии, основаниях для отказа в выплате, сумме возврата премии при досрочном отказе от страхования, что позволит потребителю принимать обоснованное решение о приобретении полиса, либо отказе от него.
Документ в обязательном порядке должен содержать информацию:
- о страховой премии по договору, подлежащей уплате;
- о перечне рисков (с разделением на значимые для кредита и дополнительные), о порядке страховых выплат;
- о пакете документов на выплату и порядке досрочного расторжения договора;
- об обязанности осуществлять очередной взнос по договору в течение 30 дней и праве кредитора в противном случае пересмотреть ставку по займу;
- о праве на бесплатное досудебное урегулирование споров со страховщиком;
- о "периоде охлаждения" и праве расторгнуть договор страхования, вернуть уплаченную премию без потерь в течение 14 дней с момента заключения договора.
Стандарты договоров страхования заемщиков в потребительском и ипотечном страховании будут едиными для всех банков и страховщиков, микрофинансовых организаций.
Данное указание распространяется на страховщиков, банки и микрофинансовые организации.
Положения документа распространяются на индивидуальные договоры страхования, а также на коллективные договоры страхования заемщиков (программы страхования), где сторонами договора выступают банки и страховщики, а заемщики присоединяются к действующим договорам.
Срок страхования не может превышать срок потребительского кредита, страховая сумма равна основному долгу по договору, при расчете не учитывается размер процентов за использование кредита.
В других видах добровольного личного страхования предложенные единые стандарты не применяются.
Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге напоминает, что за консультациями по вопросам потребительского законодательства и оказанием правовой помощи горожане могут обращаться по телефону +7(343) 272-00-07, адресу электронной почты oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.