Не дают подменный товар? Пишите заявление правильно…
В Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге обращаются горожане с жалобами на отказ продавцов в предоставлении подменного товара на время гарантийного ремонта, и он по этому вопросу дает следующие разъяснения.
На период ремонта или замены товара ненадлежащего качества изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, но в их обязанности не входит предоставлять потребителю подменный товар автоматически при приеме товара в ремонт.
Такое требование должен заявить сам потребитель и обязательно написать или отдельное заявление с требованием о предоставлении подмены, или сделать соответствующие отметки в заявлении на проведении ремонта/замене некачественного товара. Письменный документ в таком требовании будет являться доказательством предъявления соответствующего требования при возникновении спорной ситуации.
Подмену на период ремонта или замены обязана выдать организация, которой предъявлено основное требование о ремонте товара или замене. Доставку подменного товара до потребителя обязан осуществить продавец.
Потребитель несет материальную ответственность за сохранность подменного товара. Подменный товар передают потребителю бесплатно, но, если по его вине произойдет поломка или товар получит сколы или царапины, ему придется возмещать причиненный ущерб и убытки.
Чтобы этого избежать в момент приема-передачи подменного товара необходимо внимательно проверить его работоспособность и состояние, и внести эти данные в акт приема-передачи товара из подменного фонда.
После того, как отремонтированный или замененный товар получен, вещь, предоставленную из подменного фонда необходимо вернуть обратно в предоставившую ее организацию.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» указано, что вещь, предоставленная потребителю из подменного фонда, должна обладать этими же основными потребительскими свойствами, вместе с тем, в понятие «товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами», в Законе отсутствует.
При этом согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю должны быть предоставлены сведения об основных потребительских свойствах товаров. Если они перечислены в сопроводительных документах, то и предоставляемый для обмена товар должен обладать такими же свойствами.
Поэтому заполняя заявление на предоставление подмены необходимо указать те функции и свойства, которые являются особо важными и основными.
На практике, чаще всего, продавцы, предоставляя подмену, руководствуются тем, что, например, основное свойство мобильного телефона - осуществлять звонки и передачу электронных сообщений, а телевизора – показывать изображение принимаемых телепрограмм или с внешних источников сигнала, поэтому предоставляют достаточно простенькие модели товаров, обладающие минимальным набором функций.
Сроки выдачи подмены при требованиях ремонта или замены – в течение 3 дней.
Условия выдачи подмены при ремонте и замене немного разнятся.
Если основное требование потребителя о РЕМОНТЕ, то подмену ему должны предоставить в трехдневный срок со дня предъявления такого требования.
Если основное требование потребителя о ЗАМЕНЕ, то подмена выдается в случае, если для замены товара требуется более семи дней. Соответственно, исполнение требования о замене в течение 7 дней освобождает продавца от ответственности за невыдачу подмены.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. №2463 утвержден Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены.
В этом списке: автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники; мебель; электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях; электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи; гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия и патроны к нему; ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов или камней.
За невыполнение продавцом требования потребителя о предоставлении ему во временное пользование товара длительного пользования, не включенного в утвержденный перечень, на время проведения ремонта, статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается уплата потребителю за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 1% цены товара.
За предметной консультацией по вопросам не предоставления подменного товара, в том числе ознакомления с полным списком товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о предоставлении подменного товара, горожане могут обратиться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге, расположенный по адресу: ул. Московская, 49, по телефону (343)272-00-07 или электронной почте oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru.